— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально. После объявления о поиске коллеги мне написала девушка, с которой у нас 7 общих друзей, и увидев формулировку про «фемпринципы», уточнила, какое у нас «отношение к ЛГБТ людям». Если, мол, «позитивное» - то и резюме отправлять не будет. Эта неожиданная ситуация привела меня к долгим размышлениям.
«Ты нормальный человек?!», - любила я, бывалыча, добавить драмы и возопить, простирая руки к небу. Удобненькая формулировка, моментально помещающаяся ничего не подозревающего собеседника на обрыв перед бездной, где уже копошатся «ненормальные».
Сейчас в семье мы не используем эту фразу, а если я проваливаюсь в автоматизм и пытаюсь так пристыдить Юсю, то она укоризненно качает головой: «Мама, ну что же ты». И стыдно становится мне.
«Нормальных» людей нет. Думаю, сама эта формулировка глубоко ложна и предполагает некую «норму», «нормальность» или стандарт, которому как будто нужно соответствовать или держать такой «нормальный фасад». В чем выражается «нормальность»? Скорее всего, в ожиданиях традиционного общества или в соответствии культурной доминанте авторитарного режима.
Глобализация, которой нас пугали на уроках французской культуры в школе ещё в конце 90х, с одной стороны, снабдила многих одинаковыми смартфонами, соцсетями и пристрастием к «кофе с собой», с другой - привела к глобальному и интенсивнейшему обмену информацией, обучению людей друг у друга и диверсификации рода занятий, убеждений и образов жизни.
В первые годы «Спасибо!» ко мне приехало условное «ТВ Сенсация» - брать интервью у «необычного человека». «А кто такие «необычные» эти люди-то?», говорю, и - зырк глазком в прошлые выпуски. А там дайвер, поэтесса, психолог, парашютистка и ещё примерно пятьдесят разных людей. И чем, говорю, они необычные? «Так занимаются чем-то ненормальным», - усмехнулся оператор моим глупым вопросам, настраивая звук. Чем «нормальным» тогда занимаются «обычные» - я так и не поняла.
Некоторые люди высмеивают обновлённые многочисленные вариации гендеров, самоидентификаций, психических расстройств, сексуальных идентичностей - всего того, что - новое, что нужно теперь брать в расчёт, выучивать и о чем думать. Как, мол, утомительно, что из «нормальных» людей выросли агендендерные грейсексуальные фридайверы-фрилансеры!
В детстве дразнили тех, кто отличался. У Андрея нет замазки. Витя - толстый. Лиза - в очках. Кирилл - слишком тихий. Ваня - слишком громкий. Ребятки страдали, а вот если бы всем остальным не приходилось бы скрывать свои «недостатки», а на самом деле - индивидуальные особенности, оказалось бы, что их вообще больше, чем дразнящих «нормальных».
Короче, я, как человек, которую дразнили за рыжий цвет волос, горячо приветствую всё большее человеческое разнообразие, которое всегда было, а теперь можно показывать. То, что делается людьми добровольно, без насилия и приносит им удовольствие или опыт - хорошо.
«Невозможно понять, девушка это или парень!». «Придумывают себе психическое расстройство, это сейчас модно», «Любить секс - это единственная норма», «А вот это уже извращения», «Блогеры ничего не делают, это не работа». В период развития человечества, когда мы каждый день встречаем публичную экспозицию сотен иных образов жизни - мы можем чувствовать сильную тревогу и потерю привычной опоры. И может быть очень сложно узнавать о новых идеях, о том, что приходилось скрывать, а сейчас рассказывают. О том, что привычное разрушается и отмирает.
В этой тревоге тяжко. И всё-таки, уже не запихнуть обратно всё то, что мы узнали о человечьих увлечениях, пристрастиях, сообществах. Не забить камнями всех «не тех» людей с не теми «ориентациями» и не отравить всех с «не теми» взглядами. Все эти люди уже здесь, на равных основаниях делят с нами общую планету вне зависимости от того, что мы о них думаем. Значит, нужно признать разнообразие человеческого вида и решать невиданные доселе и возникающие этические вопросы.
Мне кажется, «нормальных» людей нет. Есть те, кто притворяется. Есть те, кто ещё не узнал или не принял себя.
А если вдруг они есть - то они очень скучные.
И, кстати, резюме та девушка не отправила. Чему я очень рада.