Вы знаете, что у активистов есть свои проверенные психиатры, и они очень-очень заняты? Россия — надёжный спонсор депрессий. Моих — точно.
Когда мы вернулись из Берлина в 2019 году, все спрашивали: зачем? А нам было очень понятно — затем, чтобы менять. Окей, мы примем абсурдные компромиссы и не будем «трогать политику», зато будем — потихонечку двигать пешки в своих сферах. Хотя эта идея сама по себе парадоксальна, ведь политика — это абсолютно всё: как я смотрю на того парня в фиолетовых блёстках, кого я не беру на работу и что говорят моей дочке в школе.
Тогда было понятно, сейчас — нет. Что изменилось? Я всегда говорю, что меня окружают потрясающие и деятельные люди. Так вот, теперь практически все так называемые «иностранные агенты» — мои друзья или коллеги.
В прошлом декабре я проходила классный медиакурс от Пражского центра. Параллельно встречалась с Дашей Апахончич, которая снимала о нас ролик. За несколько дней до Нового года, под шумок праздничной суеты, они были объявлены иностранной агенткой и нежелательной организацией.
Не знаю, что меня больше удивляет — что в пылу глобализации в эту смехотворную терминологию всерьез играют взрослые люди? Или что государство так откровенно выдавливает из своих пор крутых и активных людей?
Я хожу на занятия с иностранными агентами. Дружу с иностранными агентами. Читаю иностранных агентов. Наверняка, они меня однажды укусят — я и сама без пяти минут иностранная агентша.
Таким организациям в 1000 раз сложнее найти финансирование, их прессуют рандомными штрафами и проверками. А людям приходится испытывать повседневный лютый стресс из-за потенциальных угроз уголовного дела.
Быть НКО сегодня — это бесконечно искать деньги, потому что все иностранные каналы уничтожены. Это — бояться 100 рублевого перевода из Китая. Это — в сикрет-чате обсуждать, можем ли мы получить стандартный Гугл-грант на продвижение или и это — опасно. Это быть в постоянном напряжении, с комом в горле узнавая о разрушении важнейших организаций-коллег, которые затыкали дырки всего того, что не работает в России.
Кажется, чтобы не замечать вытаптывания неугодных элементов гражданского общества, нужно жить с очень широко закрытыми глазами.
«А нас не посадят?», — без этих присказок можно обойтись уже только в сообществе любителей мыльного футбола. Ну или там, аниме. А, хотя нет.
Россияне могут всё. Мы не другие. «Менталитет» — не данность, а результат политических решений.
В России совершенно потрясающая сфера НКО, которая ежедневно испытывает такой же стресс, как я. Я хочу, чтобы нам дали работать, — чтобы закон об «инагентах» был отменён.
Мы с Тебе поверят тоже подписали петицию об отмене закона в рамках кампании инициированной ОВД-инфо. И ещё 127 697 человек и 225 организаций. Петиция — это медийный инструмент и аргумент в переговорах.
Вот она: https://www.change.org/agents_of_people
Вы скажете, что это ничего не изменит.
А какой тогда план? Антидепрессанты у меня уже есть. Что дальше, просто молча уезжать?